В Пермской таможне состоялось публичное мероприятие для участников ВЭД

16 ноября 2017 года в административном здании Пермской таможни состоялось заседание Консультативной рабочей группы с участниками внешнеэкономической деятельности по вопросам правоприменительной практики таможенных органов и соблюдения обязательных требований.
Мероприятие было организовано в режиме видео-конференции на базе Татарстанской таможни.

В данном мероприятии приняли участие представители общественных организаций, крупнейших участников внешнеэкономической деятельности, таможенных представителей и владельцев складов временного хранения.

На заседании были освещены такие актуальные вопросы, как:
  • основные изменения в части совершения таможенных операций, порядка проведения таможенного контроля и деятельности в сфере таможенного дела;
  • классификация товаров в соответствии с Таможенным законодательством и особенности документального подтверждения заявленных сведений;
  • о вступлении в силу постановления Правительства РФ от 28.09.2017 № 1173;
  • результаты рассмотрения жалоб таможенными органами по итогам 2017 года. Новые изменения таможенного законодательства, касающиеся порядка рассмотрения таможенными органами жалоб лиц на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела.
К сожалению ограниченность времени не позволила спикерам ответить на все заявленные вопросы участников ВЭД, поэтому на портале ПТУ были опубликованы ответы на все заявленные вопросы.

Наиболее важные по нашему мнению вопросы и ответы мы опубликовали в разделе "Вопросы и ответы".

Вопрос 1
В соответствии со статьей 145 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения.

Формулировка «или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения» является новой, так как до настоящего момента не встречалась. Означает ли это, что участник ВЭД, не являющийся экономическим оператором и имеющий на своей территории собственные железнодорожные пути, непосредственно прилегающие к станции назначения, может инициировать процедуру создания постоянной зоны таможенного контроля для завершения процедуры таможенного транзита. Если да, то могут ли туда доставляться товары третьих лиц?

Ответ: Как правило, железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие непосредственно к станции назначения, являются подъездными путями организаций, на которые доставляются железнодорожные вагоны с грузами, следующими в адрес таких организаций.

Внесение соответствующих изменений в статью 145 ТК ЕАЭС обусловлено созданием благоприятных условий для данной категории участников ВЭД.

Учитывая, что указанные железнодорожные пути не являются путями общего пользования, полагаем, что железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие непосредственно к станции назначения, могут использоваться исключительно для завершения процедуры таможенного транзита (далее – ТПТТ) в отношении товаров, доставляемых в адрес владельцев указанных путей, и не могут использоваться для завершения ТПТТ в отношении товаров, доставляемых в адрес третьих лиц.

Вопрос 2
В ТК ЕАЭС приведены различные особенности таможенного декларирования: неполное таможенное декларирование, периодическое таможенное декларирование, перемещение в разобранном виде. Но вместе с тем, отсутствует такое понятие как временное периодическое декларирование товаров, которое широко применяется в настоящее время. Также отсутствует и ссылка на национальное законодательство в данном вопросе (в отличие от действующего кодекса ст. 194). Будет ли понятие «Временное периодическое декларирование» присутствовать в таможенном законодательстве после вступления в силу нового ТК ЕАЭС?

Ответ: Пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС определено, что на национальном уровне могут определяться особенности таможенного декларирования товаров, отличные от предусмотренных ТК ЕАЭС. К перечню случаев, когда такие особенности могут устанавливаться на уровне национального законодательства, отнесена в т.ч. ситуация, когда декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования.

В соответствии с указанной нормой проект Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» включает в себя статью 102, которая и регламентирует применение временного периодического таможенного декларирования в условиях действия ТК ЕАЭС.

Вопрос 3
Какой объем упрощенных процедур смогут использовать УЭО в переходный период? Только тот, который установлен в соответствии с действующим законодательством в настоящее время или мы сможем использовать и новые упрощения (например, право на первоочередной порядок таможенного оформления) тоже?

Ответ: Статья 465 ТК ЕАЭС предусматривает, что лица, включенные в реестр уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО), до вступления в силу ТК ЕАЭС в течение 2-х лет вправе применять на территории Российской Федерации специальные упрощения, предоставленные им в соответствии с ТК ТС.

Таким образом, до момента перерегистрации или исключения из Реестра УЭО последний может применять только те специальные упрощения, которые предоставлены ему при включении в соответствующий Реестр на условиях, предусмотренных ТК ТС.

Вопрос 4
Если в случае проведения автоматической сверки будут выявлены расхождения по данным бухгалтерского учета и информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, какие будут предприняты дальнейшие действия со стороны таможенного органа?

Ответ: Необходимо отметить, что ТК ЕАЭС предусмотрено такое понятие, как проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров.

Следует учитывать, что само по себе несовпадение сведений по данным бухгалтерского учета с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, может не являться поводом к проведению такой проверки. Положения статьи 325 ТК ЕАЭС будут применяться только в случаях, когда такие несовпадения не объясняются, исходя из заявленных при совершении таможенных операций сведений и иной информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов.

В таких случаях, в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе, письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации.

При этом, если уточняемые сведения влияют на размер таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров под обеспечение исполнения обязанности по их уплате.

Вопрос 5
Каким образом с 01.01.2018 г. должны подтверждаться полномочия декларанта на подачу декларации на товары, если документы, подтверждающие сведения, заявленные в декларации на товары, не представляются?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 365 ТК ЕАЭС таможенные операции могут совершаться с использованием информационных систем и информационных технологий таможенных органов, декларантов и иных заинтересованных лиц, а также информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия.

Обмен информацией между таможенным органом и декларантом в рамках таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, осуществляется в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между автоматизированной системой таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования.

Состав электронных документов, содержащийся в контейнере при подаче декларации на товары, определен в документе «Внешняя спецификация. Основной документ», согласно которому помимо ДТ декларантом в контейнер помещается документ, подтверждающий полномочия лица.

На сегодняшний день информация об изменении структуры указанной Спецификации в ПТУ не поступала.

Вопрос 6
Будет ли устанавливаться Федеральной таможенной службой с 01.01.2018 г. порядок представления документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары?

Ответ: Порядок представления декларантом документов при подаче ДТ определяется спецификацией интерфейса взаимодействия между автоматизированной системой таможенных органов и информационными системами лиц, декларирующих товары и транспортные средства с использованием электронной формы декларирования.

На сегодняшний день информация об изменении технологии представления документом в ПТУ не поступала.

Вопрос 7
Следует ли считать указанные сроки помещения товаров, прибывающих в место доставки автомобильным транспортом, на временное хранение как время, в течение которого товары должны быть фактически размещены на временное хранение, либо указанное время предназначено исключительно для совершения операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, а именно для подачи необходимых документов в таможенный орган?

Ответ: В соответствии со статьей 152 ТК ЕАЭС в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием, должны быть совершены не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.

В соответствии со статьей 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

В соответствии с пунктом 11 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденного Приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

Таким образом, в указанный срок (8 часов), если не осуществлено таможенное декларирование, заинтересованное лицо должно подать таможенному органу документы для помещения товаров на временное хранение.

Фактическое помещение товаров на склад осуществляется после получения подтверждения регистрации таможенным органом указанных документов.

Вопрос 8
В том случае, если у таможенного органа отсутствует возможность обеспечить реализацию декларантом электронного декларирования вследствие неисправностей, сбоев в работе систем, отключения электроэнергии, декларирование может быть произведено в письменной форме. Каким образом будет реализовано списание таможенных платежей в указанной ситуации?

Ответ: Комплекс программных средств ведения лицевых счетов участников внешнеэкономической деятельности, используемый в целях учета и контроля уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, содержит функции, позволяющие оплачивать начисленные таможенные платежи как в режиме реального времени On-Line, так и в пакетном режиме. В случае сбоя в работе программных средств также возможна блокировка денежных средств на платежных документах, использованных декларантом для уплаты таможенных и иных платежей в целях недопущения образования задолженности по их уплате.

Вопрос 9
В подпункте 2 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о декларанте, таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе товара. В форме декларации при этом нет граф «продавец» и «покупатель». Каким образом вносить в декларацию данные категории?

Ответ: По имеющейся информации ФТС России в настоящее время готовится редакция Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 257, с соответствующими изменениями относительно заполнения отдельных граф ДТ.

Программные средства предполагается также доработать.

Вопрос 10
В пп. 4 п.1 статьи 205 установлено, что к иностранным товарам, которые участвуют или содействуют изготовлению (получению) товаров при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не относятся товары, являющиеся вспомогательными средствами в технологическом процессе, например, оборудование, станки, приспособления.

Таким образом, установлен определенный перечень данных товаров и приведен их пример. Вместе с тем необходимо разъяснение, является ли данный перечень является исчерпывающим, (т.к. нет фразы «и т.д.»)

Например: при производстве листового стекла используется олово, которое физически не присутствует в готовом изделии, но которое можно расценить и как содействующее и как вспомогательное средства для производства стекла; то же самое кокс для производства минеральной ваты и т.п.

Ответ: В данной ситуации при отнесении товаров к той или иной категории целесообразно исходить из особенностей конкретного технологического процесса и роли конкретных товаров в его совершении. В частности, представляется возможным относить к товарам, содействующим изготовлению продуктов переработки тех товаров, которые не только непосредственно участвуют в производственном процессе, но и в их отношении также совершаются производственные операции. Если же товары представляют собой исключительно предметы, посредством которых такие операции совершаются и не могут быть рассмотрены в качестве сырья для производства товаров, представляется возможным рассматривать их исключительно в качестве вспомогательного средства в технологическом процессе.

Вопрос 11
П.7 ст.104 ТК ЕАЭС устанавливаются такие особенности таможенного декларирования товаров, как предварительное, неполное, периодическое таможенное декларирование, а также таможенного декларирования товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, которые определены статьями 114-117 ТК ЕАЭС соответственно. При этом статьей 104 ТК ТС (в т.ч.п.8, п.9) не устанавливается и не оговаривается возможность установления особенностей таможенного декларирования товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии, с указанием одного классификационного кода. Такая возможность не предусмотрена также проектом нового Федерального закона о таможенном регулировании.

Ответ: Статья 104 ТК ЕАЭС содержит исчерпывающий перечень возможных к применению особенностей таможенного декларирования, а также случаев, когда такие особенности могут предусматриваться на национальном уровне.

Таким образом, исходя из положений пункта 8 статьи 104 ТК ЕАЭС, декларирование в одной товарной партии товаров различных наименований с указанием одного классификационного кода с 01.01.2018 не представляется возможным.

Вопрос 12
Закрытие доставки на территории УЭО – а/м и ж/д транспорт. Есть ли возможность закрывать доставку в месте прибытия товара, на станции назначения, если там отсутствует таможенный пост или зона таможенного контроля? Или товары надо предоставлять на таможенный пост в другой город (целый состав вагонов)? В этом случае предприятие несет колоссальные убытки.

Ответ:
Закрытие доставки на территории УЭО.

УЭО вправе пользоваться специальными упрощениями на таможенной территории Союза.

Под специальными упрощениями понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.

Для УЭО, включенных в соответствующий реестр с выдачей свидетельства второго или третьего типа завершение ТПТТ осуществляется в зоне таможенного контроля (далее – ЗТК), созданной в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО.

Завершение действия ТПТТ осуществляется с учетом следующих особенностей, определенных статьей 440 ТК ЕАЭС.

1. Перевозчик после доставки товаров в ЗТК обязан представить УЭО сведения о номере транзитной декларации, а также имеющиеся у него транспортные (перевозочные) и коммерческие документы.

2. УЭО обязан:

1) провести осмотр транспортного средства;

2) направить в таможенный орган назначения сведения о номере транзитной декларации, наличии (отсутствии) средств идентификации, средствах идентификации, включая их номера, а также о наличии (отсутствии) признаков изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации и (или) повреждения целостных грузовых помещений (отсеков) транспортных средств не позднее 1 часа с момента получения от перевозчика сведений и документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а в случае их получения вне времени работы таможенного органа назначения - не позднее 1 часа с момента начала времени работы этого таможенного органа;

3) обеспечить хранение товаров.

3. Таможенный орган назначения не позднее 3 часов с момента получения сведений, разрешает удаление средств идентификации, либо информирует о запрете удаления средств идентификации, а в отношении товаров, к которым средства идентификации не применялись, - разрешает или запрещает совершение дальнейших действий с товарами.

4. В случае, если таможенный орган назначения разрешил УЭО удалить средства идентификации, УЭО осуществляет в присутствии перевозчика удаление средств идентификации и принимает товары от перевозчика в соответствии с законодательством государств-членов.

Факт принятия товаров УЭО от перевозчика подтверждается путем проставления в имеющихся у перевозчика транспортных (перевозочных), коммерческих документах отметок о дате и времени принятия товаров от перевозчика.

После проставления указанных отметок УЭО незамедлительно направляет таможенному органу назначения уведомление, содержащее сведения о номере транзитной декларации, дате и времени принятия товаров от перевозчика.

5. Таможенный орган назначения после получения от УЭО уведомления, завершает действие ТПТТ не позднее 4 часов с момента получения такого уведомления.

Таможенный орган назначения уведомляет УЭО о завершении действия таможенной процедуры таможенного транзита.

Перевозчик может прибыть в таможенный орган назначения для оформления завершения действия ТПТТ путем проставления отметок.

Есть ли возможность закрывать доставку в месте прибытия товара, на станции назначения, если там отсутствует таможенный пост или зона таможенного контроля? Или товары надо предоставлять на таможенный пост в другой город (целый состав вагонов)? В этом случае предприятие несет колоссальные убытки.

Завершение таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, осуществляется вне зависимости от того, находится или нет таможенный орган на территории данной железнодорожной станции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 220 ТК ТС местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является ЗТК на станции назначения, на подъездных путях станции назначения или на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих непосредственно к станции назначения.

Осмотр транспортного средства, завершение таможенной процедуры таможенного транзита осуществляется должностными лицами таможенного органа, в регионе деятельности которого располагается железнодорожная станция.

В случае отсутствия ЗТК на станции назначения, на время совершения таможенных операций создается временная зона таможенного контроля.

Порядок установлен статьей 163 Федерального закона от 27.11.2010
№ 311-ФЗ.

Вопрос 13
Будет ли упрощение-ускорение при таможенных операциях по прибытию товаров на таможенную территорию и помещению на временное хранение?

Ответ касательно ускорения при таможенных операциях по прибытию товаров на таможенную территорию

В проекте нового ТК ЕАЭС регламентированы по времени условия и сроки совершения таможенных операций при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

Так, в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, в течение 1 часа с момента доставки в место прибытии товаров, перевозчик обязан уведомить об этом таможенный орган.

В отношении иных видов транспорта – в течение времени, установленного технологическим процессом (графиком) порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, либо иного срока, устанавливаемого законодательством государств-членов о таможенном регулировании (в соответствии с п.2 ст.85 проекта ФЗ о таможенном регулировании в РФ в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, – в течение 1 часа с момента постановки воздушного судна в место стоянки в аэропорту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа – в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа; в отношении товаров, перевозимых водным транспортом – в течение 3 часов с момента постановки водного судна к причалу или на якорную стоянку в порту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа – в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа; в отношении товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, – в течение 4 часов с момента постановки железнодорожного состава в зоне таможенного контроля в пункте пропуска, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа – в течение 4 часов с момента наступления времени начала работы таможенного органа.)

Помимо операций, связанных с разгрузкой, перегрузкой (перевалкой) товаров иных грузовых операции, а также с заменой транспортных средств международной перевозки, в соответствии с положениями ТК ЕАЭС, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, перевозчик или декларант, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с:

-помещением товаров на временное хранение;
-перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения;
-таможенным декларированием товаров;
-помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ;
-вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС.

Кроме того, в новом проекте ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» регламентировано время действия таможенных органов по фиксации даты и времени уведомления в журналах регистрации уведомлений о прибытии товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации – в течение 10 минут с момента получения уведомления о прибытии товаров, прибывших автомобильным и железнодорожным видом транспорта на территорию Российской Федерации, в течение 20 минут, прибывших воздушным видом транспорта и в течение 30 минут, прибывших водным видом транспорта, с использованием штатных программных средств.

Таким образом, законодатель в новом проекте ТК ЕАЭС ограничил время совершения таможенных операциях при прибытии товара.

Ответ касательно ускорения при таможенных операциях по помещению на временное хранение

Статьей 88 ТК ЕАЭС обязанность по совершению таможенных операций, связанных с временным хранением либо декларированием товаров и иными операциями, предусмотренными данной статьей, возложена на перевозчика и определенный перечень лиц, установленный статьёй 83 ТК ЕАЭС, в течение 3-х часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии товаров автомобильным транспортом, а товаров перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом – в течение 12-ти часов (пункт 6 статьи 85 проекта ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») (в действующем ТК ТС таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, совершались в те же временные рамки, но после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия).

Необходимо отметить, что временные рамки, связанные с регистрацией таможенным органом документов для помещения товаров на временное хранение, остались прежними и составляют 1 час с момента подачи таких документов таможенному органу.

Таким образом, время совершения таможенных операций, связанных помещением товаров на ВХ, находится в прямой зависимости от оперативности соответствующих действий заинтересованных лиц.

Вопрос 14
В таможенном складе предусмотрены четыре зоны. Одна – для товаров, в отношении которых подана таможенная декларация с заявленной таможенной процедурой таможенного склада после завершения таможенной процедуры таможенного транзита. Какие товары на нее помещаются, если наши транспортные средства приходят на СВХ, и там закрывают таможенную процедуру таможенного транзита и там же подается ДТ ИМ70 (таможенная процедура таможенного склада)? Можем ли мы направлять транспортные средства напрямую на таможенный склад и на нем закрывать транзит и подавать ДТ?

Ответ:
1. На основании статьи 433 ТК ЕАЭС юридическое лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в сфере таможенного дела в качестве владельца склада, может являться уполномоченным экономическим оператором.

В этом случае, в соответствии с положениями статьи 437 ТК ЕАЭС УЭО могут предоставляться специальные упрощения, предполагающие доставку товаров в ЗТК, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО, их размещение в такой зоне таможенного контроля, проведение таможенного контроля и совершение таможенных операций, связанных с завершением действия ТПТТ.

2. В остальных случаях, в отношении товаров, помещенных под ТПТТ, в соответствии со статьей 145 ТК ЕАЭС местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа. Поскольку в Приволжском регионе отсутствуют таможенные склады, на территории которых находятся таможенные органы, совершение таможенных операций, связанных с закрытием ТПТТ и помещением под иную таможенную процедуру не представляется возможным.

Вопрос 15
В соответствии с п. 2 Раздела I (Общие положения) Инструкции о порядке заполнения декларации на товары: товары, помещенные на таможенный склад по разным ДТ, могут быть выпущены с таможенного склада (т.е. без перемещения товаров через таможенную границу Союза) в одной декларации, если товары помещались под предшествующую таможенную процедуру по одному договору, находятся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа. Есть ли ограничение по срокам между помещением на таможенный склад первого и второго товаров, чтобы первый и второй товар были признаны одной товарной партией?

Ответ: При завершении действия таможенной процедуры без перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС как одна товарная партия рассматриваются товары, помещенные под одну и ту же таможенную процедуру по одному договору, если при совершении внешнеэкономической сделки заключался соответствующий договор (или по одному документу об условиях переработки товаров), продукты их переработки, товары, изготовленные (полученные) из таких товаров, отходы, образовавшиеся из таких товаров, находящиеся под таможенным контролем одного и того же таможенного органа, декларантом которых будет являться то же лицо, которое поместило товары под предшествующую таможенную процедуру.

В отношении таких товаров, в целях завершения таможенной процедуры таможенного склада, может быть подана одна ДТ до истечения срока действия данной процедуры, причем с учетом срока, установленного по первой ДТ.

Вопрос 16
Каков порядок перехода на бумажный вид подачи ДТ:
1) Узнали о проблеме предоставления ДТ в электронном виде, распечатали и поехали на таможенный пост и подали?
Или
2) Написали письмо с просьбой декларировать в бумажном виде, потому что… и отдали на рассмотрение (таможня имеет право ответить в течение 30 дней) и ждем ответа, а товар стоит на СВХ? И подаем уже после получения официального разрешения?

Ответ: Исходя из пункта 5 статьи 104 ТК ЕАЭС, при отсутствии возможности обеспечить таможенное декларирование в электронной форме в связи с неисправностью используемых таможенными органами информационных систем возможна подача ДТ в письменной форме.

Частью 4 статьи 99 проекта Федерального закона «О таможенном регулировании» порядок совершения таможенных операций, связанных с регистрацией при неисправности информационных систем, используемых таможенными органами, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Именно указанным документом и будет определяться порядок действий, как декларанта, так и таможенного органа при возникновении рассматриваемых ситуаций.

Вопрос 17
Порядок получения нового свидетельства 3-его типа действующими УЭО. В новом законодательном акте указаны четыре типа свидетельств. Интересует конкретно порядок получения свидетельства третьего типа (каковы требования))?

Льготы УЭО, случаи не предоставления льгот (офшоры, открытие транзита не на территории РФ) сохранились или нет в новом законодательном акте?

За 2017 год увеличилось число уполномоченных экономических операторов, какие существенные плюсы имеют УЭО в нашем регионе?

Основные критерии для внесения в реестр УЭО (плюсы, минусы и сравнение с обычным участником ВЭД, внесённым в реестр владельца склада временного хранения закрытого типа).

Ответы:
Порядок получения нового свидетельства 3-его типа действующими УЭО. В новом законодательном акте указаны четыре типа свидетельств. Интересует конкретно порядок получения свидетельства третьего типа (каковы требования))?


УЭО, статус которым был присвоен в соответствии с ТК ТС, могут подать заявление о включении в реестр операторов с выдачей свидетельства третьего типа (пункт 3 статьи 465 ТК ЕАЭС):

- при условии его нахождения в реестре операторов не менее 2 лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

- при соблюдении следующих условий (предусмотренных для включения в реестр операторов с выдачей свидетельства второго типа):

1) осуществление деятельности в сфере таможенного дела в течение определённого срока (не менее 2 лет) и соответствие показателей этой деятельности определённым критериям (например, не менее 10 ДТ или 250 ТД в год, или хранение товаров суммарная стоимость которых превышает 500 тыс. евро ежегодно и т.д.).

2) отсутствие задолженностей по уплате таможенных и налоговых платежей;

3) отсутствие фактов привлечения во всех государствах-членах к ответственности в сфере таможенного дела (как юр.лица, так и физ.лиц из числа его акционеров и руководства) в течение 1 года;

4) требований к системе учета товаров (возможность сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций и обеспечивающей доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к таким сведениям);

5) требований к финансовой устойчивости (определяются Комиссией; в настоящее время возможно ознакомиться с проектом такого Решения от 29.08.2017 № 111);

6) требований к помещениям (частям помещений) и (или) открытым площадкам (частям открытых площадок) оператора (утверждены Решением Коллегии ЕАЭС от 03.10.2017 № 131).

Более подробно условия указаны в пункте 3 статьи 433 ТК ЕАЭС «Условия включения в реестр уполномоченных экономических операторов».

Дополнительно информируем, что ТК ЕАЭС предусматривает 3 типа свидетельства, а не 4.

Льготы УЭО, случаи не предоставления льгот (офшоры, открытие транзита не на территории РФ) сохранились или нет в новом законодательном акте?

Комиссия вправе определять случаи и (или) категории товаров, при которых и (или) в отношении которых отдельные специальные упрощения, предусмотренные ТК ЕАЭС, не применяются (пункт 6 статьи 437 ТК ЕАЭС).

В настоящий момент указанное Решение Комиссии отсутствует.

По вопросу транзита требуется пояснения, так как в перечне предоставляемых специальных упрощений «открытие ТПТТ не на территории РФ» отсутствует.

Дополнительно, установленные статьей 440 ТК ЕАЭС особенности завершения действия ТПТТ при доставке товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) оператора, не предусматривают ограничений, связанных с перемещением при доставке иностранных товаров, следующих в адрес помещений УЭО, только территорией Российской Федерации.

За 2017 год увеличилось число уполномоченных экономических операторов, какие существенные плюсы имеют УЭО в нашем регионе?

В настоящее время в Приволжском регионе 42 организации могут применять специальные упрощения, 40 из них являются производственниками.

Существуют преимущества общего характера, таким как:

1) минимизация финансовых и сокращение временных издержек (при хранении груза на собственных объектах, используя его до представления таможенному органу таможенной декларации);

2) сокращение, по сравнению с общеустановленным порядком, количества таможенных операций, подлежащих совершению в отношении ввозимых товаров.

Следует отметить, что у каждого оператора указанные преимущества могут выражаться в иных оценках своей деятельности.

Основные критерии для внесения в реестр УЭО (плюсы, минусы и сравнение с обычным участником ВЭД, внесённым в реестр владельца склада временного хранения закрытого типа).

В целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков таможенные органы могут осуществлять категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска (статья 377 ТК ЕАЭС).

С даты вступления в силу свидетельства о включении в реестр операторов УЭО относится к категории низкого уровня риска (статья 430 ТК ЕАЭС).

Таким образом, деятельность оператора характеризуется низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, что позволим минимизировать вмешательство в деятельность организации.

Дополнительно, при хранимых товаров на территории УЭО последний не представляет таможенному посту отчетность об их хранении по формам ДО1, ДО2 и ДО3.

Вопрос 18:
Ввозится целый завод, возможно ли внесений изменений в вынесенное класс. решение, если будет выяснено, что не все позиции учтены?

Ответ:
Таможенным законодательством предусмотрено 2 вида предварительных решений по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, принимаемых таможенными органами:

- решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, поставляемого отдельными товарными партиями в течение определенного периода времени (порядок принятия такого решения определен положениями статьи 107 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – 311-ФЗ);

- предварительное решение по классификации товара, все компоненты которого поставляются одной товарной партией и декларируются путем подачи одной ДТ (порядок принятия такого решения определен положениями Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденного приказом ФТС России от 18.04.2012 № 760 (далее – Регламент).

В первом случае, в прилагаемый к решению по классификации товара перечень компонентов на основании положений подпунктов 2 и 3 пункта 10 статьи 107 311-ФЗ возможно внесение изменений в случаях, если выявлены ошибки и опечатки, допущенные таможенным органом при принятии решения о классификации товара или заявителем при подготовке документов, а также в случае изменения условий внешнеэкономической сделки, если такое изменение относится к товару или его отдельным компонентам.

Во втором случае в соответствии с положениями подпункта 54.2 Регламента изменение предварительного решения производится только в следующих случаях:

- выявления таможенным органом ошибок, допущенных при принятии предварительного решения;

- принятия ФТС России нормативного правового акта, содержащего решения или разъяснения по классификации, распространяющиеся на товар, в отношении которого принято предварительное решение.

Таким образом, внесение изменений в принятое таможенным органом в соответствии с положениями Регламента предварительное решение по классификации товара в случаях выявления ошибок, допущенных заявителем при подготовке документов или в случае изменения условий внешнеэкономической сделки, не предусмотрено. В данном случае заинтересованное лицо может подать в таможенный орган новое заявление о принятии предварительного решения о классификации товара.

Вопрос 19:
В чем преимущество использования банковской гарантии в форме электронного документа?

Ответ:
В июне 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 463-ФЗ от 30.12.2015, предусматривающий возможность выдачи электронных банковских гарантий. Для его реализации Центральным Банком России принято положение от 27.05.2016 № 545-П, определившее технологию информационного взаимодействия кредитных организаций, Банка России и таможенных органов.

Реализация данной технологии потребовала серьезной доработки программных средств кредитных организаций и проведения их тестирования при взаимодействии с программными средствами Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. В настоящее время указанное тестирование завершено, и участники ВЭД могут обеспечивать свои обязательства электронными банковскими гарантиями без предоставления бумажных документов.

Направление электронных банковских гарантий в таможенные органы осуществляют непосредственно кредитные организации через территориальное учреждение Банка России, что позволяет исключить необходимость представления в таможню подтверждения выдачи таких гарантий.

При этом, в случае оформления банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе, такая гарантия принимается таможенным органом только при поступлении от гаранта соответствующего электронного сообщения и представления документов, подтверждающих полномочия подписавших ее лиц. Отсутствие подтверждения банка о выдаче банковской гарантии влечет отказ в ее приеме согласно части 12 статьи 141 311-Федерального закона от 27.11.2010.

C 3 апреля 2017 года, согласно положению Банка России от 27.05.2016 № 545-П, банками и иными кредитными организациями осуществляется передача в таможенные органы электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью и информации в электронном виде о выданных банковских гарантиях уплаты таможенных пошлин, налогов на бумажном носителе.

Основные причины отказа таможенными органами в приеме банковских гарантий:

- нарушение части 7 статьи 141 311-Федерального закона от 27.11.2010: банковская гарантия на день ее представления в таможенный орган не вступила в силу и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления в силу превышала 15 дней;

- непоступление информации от банка о выдаче банковской гарантии;

- не соблюдение требований части 10 статьи 141 311-Федерального закона, согласно которому вместе с банковской гарантией в виде оригиналов или засвидетельствованных в нотариальном порядке копий представляются документы, подтверждающие соответствующие полномочия лиц, подписавших банковскую гарантию, и заверенная в установленном порядке карточка с образцами подписей указанных лиц и оттиском печати (при наличии печати) выдавших банковскую гарантию банка, иной кредитной организации либо выдавших банковскую гарантию от имени банка, иной кредитной организации филиала этого банка, филиала этой иной кредитной организации или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой карточки;

- не соблюдение требований подпункта 3 части 12 статьи 141 311-Федерального закона от 27.11.2010: подписание банковской гарантии лицами, не обладающими соответствующими полномочиями.

В настоящее время все проблемные вопросы, возникающие при работе с гарантиями банка, связаны, в основном, с некорректным заполнением банками информации в электронных документах, например: неверно указывается вид обязательства или адрес банка.
С полным перечнем заявленных вопросов и полученных ответов можете ознакомиться, перейдя на портал Приволжского таможенного управления.



О новеллах Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в части вопросов совершения таможенных операций и применения таможенных процедур
Докладчик: начальник службы организации таможенного контроля М.А. Ягафаров
Презентация Доклад

Совершенствование администрирования начисления и уплаты таможенных и иных платежей в условиях электронного декларирования
Докладчик: Заместитель начальника управления - начальник службы федеральных таможенных доходов Н.И. Харюшин
Презентация Доклад

Об участии ФТС России в приоритетной программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности
Докладчик: начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров Р.С. Николаев
Презентация Доклад


Источник:  АВИАРС, Приволжское таможенное управление
Вернуться к списку