Право обжаловать акты субъектов власти - атрибут демократической организации государства, общества. Оно обусловлено особенностями отношений, в которых одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет право принимать решения по различным областям деятельности общества. Право одной стороны, используя власть, принимать решения, уравновешено правом другой стороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены.
В области таможенного дела обжаловать решения, действия, бездействие таможенных органов вправе любое лицо (юридическое, физическое), которое полагает, что таким решением, действием, бездействием НЕПОСРЕДСТВЕННО нарушаются ЕГО права, интересы, создаются препятствия для их реализации.
Лицо вправе по своему усмотрению выбрать, куда подать жалобу: в таможенные органы или в суд.
Почему рекомендуется использовать досудебный порядок обжалования?
В отличие от судебного обжалования, при подаче жалобы в вышестоящий таможенный орган госпошлина не уплачивается, личное участие лица, подавшего жалобу, в процессе рассмотрения жалобы не требуется, в подтверждение доводов жалобы необязательно представлять документы, в то время как при обращении в суд истец обязан представить все документы, подтверждающие указанные в исковом заявлении доводы. Решение по жалобе принимается в течение месяца (в исключительных случаях данный срок может быть продлен еще на один месяц), вступает в законную силу немедленно и подлежит обязательному исполнению нижестоящим таможенным органом.
Подать жалобу несложно, для этого необходимо действовать в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Однако если лицо не соблюдает указанный порядок, таможенный орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу, то есть отказывается дать правовую оценку обжалованному решению, действию, бездействию таможенного органа.
В каких же случаях принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу?
В большинстве случаев основаниями для отказа в рассмотрении жалоб по существу являются:
- непредставление документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего жалобу,
- несоблюдение установленных законом требований к форме и содержанию жалоб.
Кроме того, жалоба не может быть рассмотрена по существу:
- если не соблюден срок обжалования,
- если аналогичная по содержанию жалоба подана в суд и принята им к рассмотрению или уже есть решение суда,
- если предметом жалобы является решение, действие (бездействие) не таможенного органа (например, владельца склада, таможенного представителя и др.),
- если обжалованный документ не является решением таможенного органа, влекущим для заявителя правовые последствия (например, письмо разъяснительного характера, акт таможенной проверки и т.д.),
- если отсутствует предмет жалобы, т.е. факт принятия решения, совершения действия, допущения бездействия не подтвердился,
- если жалоба подана лицом, права которого непосредственно обжалованными решениями, действиями, бездействием не нарушены.
В какой срок должна быть подана жалоба?
Жалоба на решения или действия может быть подана в течение 3-х месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
Жалоба на бездействие подается в течение 3-х месяцев со дня истечения срока, установленного для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия в соответствии с таможенным законодательством.
Пропущенный срок для подачи жалобы может быть восстановлен по письменному заявлению лица, подавшего жалобу, при условии указания в заявлении уважительных причин пропуска срока обжалования и их документальном подтверждении.
Если срок обжалования пропущен и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования или такое заявление отклонено, поскольку причины пропуска не были признаны таможенным органом уважительными, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
Как подтвердить полномочия на подачу жалобы?
От имени юридического лица жалобу может подписать руководитель либо иной представитель.
От имени ликвидируемой организации выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
Дееспособные граждане и индивидуальные предприниматели жалобу подписывают самостоятельно или от их имени жалобу могут подписать их представители.
В защиту прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан при обжаловании выступают их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители, которые подписывают жалобу сами или могут поручить обжалование иному представителю.
Вместе с жалобой необходимо предоставить документы, подтверждающие полномочия на подачу жалобы.
Если жалоба подписана уполномоченным представителем ликвидационной комиссии, представляются: решение учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами, или суда о ликвидации юридического лица и решением о назначении ликвидационной комиссии.
Если жалоба подписана руководителем организации, представляются:
- документы, удостоверяющие его служебное положение (например, приказ о назначении на должность, решение участников организации (общества), выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче со сроком давности не более года);
- а также учредительные документы (копия устава организации, зарегистрированного в налоговом органе), и иные документы (учредительный договор и др., в том числе выписка из ЕГРЮЛ с отметкой налогового органа о ее выдаче и сроком давности не более года). Допускается представление выписки из устава, содержащей необходимые для подтверждения полномочий сведения (об исполнительных органах юридического лица), а также копии выписки из ЕГРЮЛ, заверенных печатью организации.
Полномочия лиц, исполняющих обязанности руководителя организации, подтверждаются вышеуказанными документами, а также приказом об исполнении обязанностей.
Если жалоба подписана представителем организации, представителем индивидуального предпринимателя или представителем гражданина, должна быть представлена доверенность. Доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Доверенность от юридического лица, индивидуального предпринимателя должна быть подписана соответственно руководителем организации или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом, индивидуальным предпринимателем и скреплена печатью соответственно организации, индивидуального предпринимателя. Доверенность от имени гражданина удостоверяется нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя тоже может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Вместе с доверенностью юридического лица должны быть представлены документы, подтверждающие полномочия лица, ее выдавшего (документы, удостоверяющие его служебное положение, учредительные документы и иные документы).
Если жалобу подписывают законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители), представляются документы, удостоверяющие их статус и полномочия,
Если жалоба подписана адвокатом, представляется ордер, выданный соответствующим адвокатским образованием, или доверенность, содержащая поручение или право на подачу жалобы на решение, действие (бездействие) в области таможенного дела.
Вышеперечисленные документы представляются либо в оригинале, либо в копиях, заверенных юридическим лицом либо нотариусом.
Если жалоба подана лицом, не подтвердившим свои полномочия на подачу жалобы, принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
Когда делается вывод о несоблюдении заявителем установленных законом требований к форме и содержанию жалоб?
Жалоба должна быть подписана собственноручно, использование аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле) не допускается.
Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), посредством телеграфной связи, а также с использованием для ее подписания аналогов собственноручной подписи (например, факсимиле) считается поданной без соблюдения требования о ее подписании.
В жалобе необходимо указать:
- наименование таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилию, имя, отчество гражданина, наименование юридического лица, подающего жалобу, его место жительства, местонахождение;
- дату, номер обжалуемого решения, дату совершения действия или допущения бездействия, а также их содержание (существо), в том числе, какие-либо данные, позволяющие установить предмет жалобы и получить в таможенном органе документы, необходимые для правовой оценки предмета жалобы.
Если в жалобе отсутствуют сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии (в чем выразилось, кем принято или совершено (допущено)), о лице, обратившемся с жалобой, его адресе, отсутствует собственноручная подпись заявителя (его представителя) принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу.
Как же правильно подать жалобу, чтобы она была принята к рассмотрению по существу таможенным органом?
Лицу нужно:
- В течение 3-х месяцев с даты принятия таможенным органом решения, совершения действия, допущения бездействия написать жалобу, указав с каким именно решением, действием, бездействием он не согласен, какой таможенный орган вынес (допустил) такое решение, действие (бездействие), Ф.И.О., название юридического лица, адрес, собственноручно подписать жалобу. Если три месяца пропущены, написать ходатайство о восстановлении срока обжалования, указав уважительные причины пропуска срока.
- К жалобе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие полномочие на обжалование (какие документы см. выше).
- Направить жалобу с документами в таможенный орган почтовой связью, либо экспресс связью, либо нарочным (одновременно в суд не направлять).